бесплатная доска объявлений


Полное собрание достижений

12.10.2010, 13:17
Источник:
Старое доброе резюме — хороший способ найти работу. Но если есть и другие возможности произвести на работодателя неизгладимое впечатление, грех ими не воспользоваться. И вместо того, чтобы красноречиво расписывать в резюме ваши таланты, опыт и наработанную технику, удобнее представить достижения в виде портфолио.

В дословном переводе с итальянского «портфолио» означает портфель с документами. Первыми ввели этот термин в обиход соискателей и работодателей архитекторы, которые, прежде чем получить заказ на строительство, должны были представить портфолио со своими работами и проектами.

В русском языке под словом «портфолио» понимается «папка с достижениями» — своеобразный реестр выполненных работ. Портфолио составляется специалистом, чтобы продемонстрировать потенциальному работодателю или заказчику свои талант и возможности. Это особенно важно для представителей творческих профессий.

По мнению Наталии Бойковой, генерального директора ООО «М.Дизайн», для любого творческого человека портфолио намного важнее резюме. «Работодателя зачастую не интересует место жительства кандидата, наличие детей и даже образование. Очень часто встречались, например, выпускники Строгановки с неудовлетворительным портфолио. Для представителей всех творческих профессий огромное значение имеет значение талант и желание работать на совесть», — рассказывает эксперт.

Галина Спасенова, партнер «Агентства Контакт», считает, что портфолио необходимо двум категориям специалистов. «Первая категория — это люди, работающие в медиа-индустрии, в компаниях, которые оказывают услуги в сфере рекламы, дизайна, PR и создают продукт для клиента, будь то интернет-сайт, рекламный ролик или какой-либо дизайн-проект. Вторая группа специалистов — это сотрудники, работающие непосредственно внутри компании, например, директор по маркетингу, креативный специалист или web-дизайнер», — подчеркивает Галина Спасенова.

Впрочем, возможности портфолио нередко используют и представители не совсем творческих профессий — учителя, программисты или даже менеджеры по продажам. И возможно, в недалеком будущем портфолио станет таким же обязательным инструментом при отборе кандидатов, как и резюме.

Что положить в портфель?

На отечественном рынке труда пока нет строгих правил того, как должно выглядеть профессиональное портфолио. Поэтому его размер, внешний вид и содержание полностью остаются на усмотрение соискателя. К примеру, художники и дизайнеры предпочитают CD или альбомы с макетами работ, web-дизайнеры и программисты — списки ссылок на сайты и скриншоты, а представители «пишущих» профессий отдают предпочтение подшивкам со статьями из изданий.

Впрочем, даже портфолио одного кандидата в зависимости от своего назначения может быть оформлено по-разному. Фактически перед каждым новым собеседованием его надо пересматривать и редактировать с учетом приоритетов потенциального заказчика или работодателя. Например, дизайнеру вряд ли стоит показывать свое умение работать в 3D, если он претендует на вакансию художника в глянце.

Основные правила портфолио

1. Соберите портфель

Начинающим творческим работникам не до выбора — в портфолио идут все имеющиеся на данный момент работы: опубликованные, написанные в «стол», неутвержденные. А опытным мастерам первым делом стоит продумать, какие работы выбрать и как их расположить: в хронологическом порядке, по тематике и жанрам или по художественной ценности. Несмотря на то, что все эти варианты уместны, эксперты все же советуют располагать работы по хронологии. Это хорошо показывает динамику роста и развития специалиста.

2. Даешь аккуратность!

Безусловно, в портфолио главное — содержание, а форма подачи является не более чем эффектным дополнением. И тем не менее вид портфолио для работодателя — весьма ценный источник информации, ведь он может многое рассказать об усидчивости и организованности человека. Поэтому про аккуратность забывать не стоит. Пусть все работы в портфолио будут одного размера. Желательно предварять их небольшим анонсом, где уместно рассказать о цели создания произведения и его основной идее. Необходимо объяснить, чего вы хотели достичь этой работой.

3. Никаких перегрузок

Если работ много, то не стоит пытаться уместить их все в одно портфолио: объем — не определяющий критерий. Главное, чтобы в портфолио были собраны оригинальные работы, отражающие способность автора самостоятельно мыслить и качественно исполнять задуманное. Идеальный вариант — 10-12 работ.

«Важно, чтобы портфолио было "необходимым и достаточным". С одной стороны — лаконичным, чтобы была возможность изучить его в течение нескольких минут, с другой — полным, чтобы представление об опыте и возможностях кандидата не было однобоким», — советует Валерия Дворцевая, генеральный директор агентства КА «Визави Консалт».

4. Побольше разнообразия

Если в требованиях к вакансии не указана узкая специализация, то постарайтесь представить в портфолио примеры работ по каждой технике, которой вы владеете.

По словам Тамары Пядушкиной, генерального директора Boring PR Agency, интерес вызывают портфолио, составленные из материалов разных жанров, включая фото- и видеоработы, рисунки и web-дизайн. «Чем разностороннее кандидат, тем лучше. Ведь даже увлечения, не связанные непосредственно с работой, могут многое рассказать о специалисте», — подчеркивает эксперт.

5. Только шедевры?

Некоторые эксперты рекомендуют наравне с лучшими работами включать в портфолио и «средние», чтобы не сформировать у работодателя завышенных ожиданий по поводу качества своей работы. Понятно, что невозможно создавать шедевры постоянно.

А генеральный директор дизайн студии Aedus Design Юрий Берестенников уверен, что в портфолио должны быть только лучшие работы: «Зачем показывать плохие работы, если есть достаточно хороших? У нас были случаи, когда мы не брали на работу дизайнеров, если в портфолио были и плохие и хорошие работы. Ведь сразу возникает вопрос: действительно ли тут трудился один человек?»

6. Никакого плагиата!

Но самое худшее, что может быть в портфолио, — это попытки произвести хорошее впечатление с помощью чужих работ.

«В портфолио не должно быть чужих работ. Казалось бы, странно об этом упоминать. Однако на практике нередко присылаются работы, которые либо полностью, либо частично выполнены другими людьми, — рассказывает Юрий Берестенников, генеральный директор дизайн студии Aedus Design. — К примеру, дизайнер изменил в известной упаковке всего лишь текст о продукте, но креативную часть выполнял кто-то другой. Неправильно выдавать такое творение за свое, правда так или иначе всплывет, поскольку профессиональный мир очень тесен».

«Сейчас нетрудно за полчаса "сделать" себе портфолио в интернете, — продолжает Надежда Грушина, руководитель отдела по работе с клиентами дизайн-студия X-Project. — Поэтому на собеседовании приходится мучить всех гениев креатива сложными тестовыми заданиями и расспрашивать, как они сделали ту или иную работу, с помощью каких программ. К сожалению, далеко не каждый может ответить на эти вопросы».

Если приходится начинать с нуля...

Конечно, лучше всего приступать к созданию портфолио с самого начала трудовой деятельности и постепенно его пополнять и актуализировать. Но что делать, если за плечами пока нет богатого опыта, а хочется устроиться на должность, в основных требованиях которой «обязательно наличие портфолио»?

«Взять дизайнера или любого другого творческого специалиста на работу без портфолио невозможно, — считает Юрий Берестенников. — Это как взять в ресторан повара без опыта работы. А вот на должность помощника, как и помощника повара, — вероятно. Однако и в этом случае требуются минимальные знания в конкретной области — например, умение работать в профессиональных программах. В нашей практике были случаи, когда мы брали на работу художника только из-за одного самобытного рисунка, в котором был виден потенциал человека. Пусть у него не хватает опыта и знаний, но собственный взгляд может перевесить».

Но из чего бы ни состояло ваше портфолио на сегодняшний день — из трех или из полутора тысяч работ, — помните, что оно работает только до тех пор, пока растет, развивается и изменяется вместе с самим специалистом.

Интересная информация:
Проект Сибирская доска объявления. Размещение объявлений бесплатное.

Вернуться в рубрику: Статьи о работе


Как продать себя подороже
  • За сколько вы сумеете себя продать, столько вам и заплатят. И, несмотря на кризис, будет ошибкой легко согласиться на минимальную оплату труда. ...
  • <- НАЗАД

    Как оставаться энергичным на работе?
  • А ведь есть счастливчики, которые в отличие от нас с вами, людей со «вчерашним» лицом, приходят на службу с розовыми щеками и горящими глазами! ...
  • ВПЕРЁД ->


     

    Все материалы взяты из открытых источников и принадлежат авторам, указанным в статьях.
    при перепечатке или копировании материала, пожалуйста, указывайте ссылку на нас. 2024 г.